Детская агрессия. Как и чем помочь ребенку?

Детская агрессия. Как и чем помочь ребенку?

Одним из самых распространенных запросов родителей в детском саду, являются вопросы об агрессивном поведении детей. Причем этот вопрос в равной степени волнует, как родителей «обидчика», так и тех родителей, дети которых от агрессивных действий страдают. В этой статье я постараюсь максимально полно осветить этот вопрос с разных сторон, но забегая вперед, хочется отметить:

  1. Агрессия ребенка не всегда связано с деструктивным типом воспитания в семье;
  2. Причин для проявления ребенком агрессии может быть множество. С основными из них вы можете познакомиться ниже;
  3. Не всегда процесс коррекции агрессивного поведения проходит быстро. Часто на это требуется достаточно длительное количество времени, поэтому, важно быть терпимыми к детям;
  4. Агрессия в поведении может появиться у любого ребенка!!!

 Причиной этому могут быть стрессы, психотравмы, травмы головного мозга, нарушения в работе Ц.Н.С. и многие другие факторы, которые родители часто не в силах предупредить.

Прошу вас помнить об этом и быть терпимыми и к своим, и к чужим детям;

  1. Если вашего ребенка обижают – учите его просить о помощи. Этот навык поможет ребенку не только избегать нападок в детском саду, но и поможет справиться со многими трудностями в школе и во взрослой жизни.

А теперь обо всем по порядку:

Что такое агрессия и агрессивное поведение

Детская агрессия - способ реагирования ребенка на невозможность сделать то, что хочется, именно так, как хочется.

          Агрессия у ребенка возникает тогда, когда какая-то его потребность не удовлетворяется. Источником детской агрессии могут быть ограничения, индивидуальные особенности, подражание реакции взрослых или эмоции.

          Также следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А.А.). Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии».

          Часто родители теряются, сталкиваясь с детской агрессией и поэтому, зачастую, хотят либо полностью исключить это чувство, либо делают всё, чтобы ребенок его подавил. Это не является продуктивной стратегией, поскольку подавленная или невыраженная агрессия имеет свойство копиться, а это значит, что в какой-то момент может быть либо «выплеснута» на окружающих с максимальной силой, либо, ввиду постоянного подавления «уйти во внутрь», в результате чего ребенок может соматизироваться и начать болеть. Как видим,  обе эти стратегии непродуктивны, а о том, как же себя правильно  вести, поговорим ниже.

(!) Важно также помнить о том, что агрессия – это способность отстаивать свои границы, свою территорию, свои желания. Полностью отказаться от агрессии в жизни невозможно, т.к. она важнейшее начало, без которого невозможно жить.

Причины детской агрессии

  1. Стремление к самостоятельности, автономии;
  2. Ребенок не может реагировать по-другому в силу своего темперамента.

И.П.Павлов обратил внимание на то, что реакция агрессивности является врожденной, но проявляется по-разному от типа нервной системы.

Тип нервной системы ребенка относительно слабо подвержен изменениям в будущем, каким бы ни было воздействие его окружения и воспитания.

  1. Если действия ребенка ограничили (например, наказали или ввели систему запретов).

Ученые заметили, что и чрезмерное наказание, и полная безнаказанность приводят к тому, что ребенок становится более агрессивным.

  1. Последствия перенесенных заболеваний, травм головного мозга, результат переутомления, напряжения;
  2. Возрастные особенности и кризисные периоды;
  3. Агрессия, как следствие семейного воспитания:
    • Чрезмерный контроль (гиперопека) или полное отсутствие его (гипоопека);
    • Избыток (когда потакают капризам) или недостаток внимания со стороны родителей.

Арессией, как способом привлечь к себе внимание, обычно пользуются дети вечно занятый родителей;

  • Непринятие детей родителями, безразличие или враждебность по отношению к ребенку;
  • Разрушение эмоциональных связей в семье (как между родителями и ребенком, так и между супругами);
  • Запрет на физическую активность;
  • Отказ в праве на личную свободу.
  1. Агрессивность, как средство психологической защиты.

При отсутствии «базового доверия к миру» по принципу: «Лучшая защита – нападение».

Обычно этот способ поведения избирают дети с сильным типом нервной системы (холерики, сангвиники). Таким образом они могут пытаться защититься от непринятия родителями или другими членами семьи.

  1. Вокруг ребенка все реагируют именно так.

Ряд ученых считают агрессию выученной реакцией, которая может быть приобретена путем наблюдения ребенка за поведением мамы, папы или др.членов семьи.

Как правило, агрессию чаще проявляют те дети, которые в семье научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным способом, наблюдая за поведением взрослых.

!!!Развитие внутреннего контроля у детей идет с помощью процесса идентификации – стремление поступать, как значимый человек. Обязательно наблюдайте за своим поведением и проверяйте, не подражает ли ребенок в своем агрессивном поведении вам.

Как взрослые влияют на агрессивность ребенка

Как взрослые влияют на агрессивность ребенка:

  • Привычки (Пк, TV);
  • Негативные мысли и поведение;
  • Неуверенность в себе

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенность, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность или колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего;

  • Обесценивание авторитета других взрослых.

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми (рекомендации для педагогов)

  1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения др.детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков.

Гнев - чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

ВАЖНО:

  • Учить детей различать и вербализировать свои чувства («Ты расстроился (разозлился, обиделся и т.д.);
  • Учить детей прямо заявлять о своих чувствах: жалоба → вежливость в обращении → стремление найти позитивное решение. Если ребенок еще не научился этим формам, он может выразить свой гнев, рассказав о нем педагогам или родителям.
  • Важно учить детей выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов: «Мешочек для крика», «резиновые игрушки», «мягкий молоток» и др.
  1. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Полезны – любые релаксационные упражнения. В процессе работы можно говорить о том, что такое гнев, какое действие он оказывает на человека, как при этом человек выглядит.

  1. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

Часто дети ведут себя агрессивно просто потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Способы коррекции: беседы, расширение поведенческого репертуара, ролевые игры (если в ролевых играх ребенок ведет себя агрессивно – не критиковать, а проиграть данный вариант).

  1. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Эмпатия – нерациональное познание внутреннего мира др. людей сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.

Совместное чтение, обсуждение мультфильмов, поступков героев сказок.

Практические рекомендации для родителей агрессивных детей

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Принеси мне, пожалуйста, вон ту баночку, ты ведь быстрее меня за ней добежишь»);

- полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

  1. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности (вместо «Ты плохой» → «В этой ситуации ты повел себя плохо»);
  2. Установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то кричит»);

При проговаривании ребёнку обратной связи взрослый должен проявлять минимум три качества: ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ТВЕРДОСТЬ. Последнее касается только проступка; ребенок должен понять, что родители его любят, но они против того, как он себя ведет.

  1. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. В случаях совершения агрессивных действий ребенком важно:
  2. Снизить напряжение ситуации;
  3. Обсудить проступок.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся;

  1. Сохранить положительную репутацию ребенка.

Самое страшное для ребенка – публичное осуждение и негативная оценка. Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

-публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение.

Приемы:

- нерефлективное слушание («внимательно молчать»). Поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

{slide-exr title="Что делать, если вашего ребенка обижают" class="solid green"}

  1. Самый важный навык, которому необходимо научить ребенка-дошкольника – это навык просьбы о помощи.

Какая бы, ситуация не происходила в рамках ДОУ, важно, чтобы ребенок знал, что, если ему нужна помощь взрослого – о ней нужно просить. И чем более опасная ситуация в глазах ребенка – тем громче и ярче о своей просьбе нужно заявлять.

Важно объяснять ребенку, что если ему страшно или кто-то из сверстников пытается его обидеть, в этот момент как можно громче нужно закричать: «Спасите! Помогите!». Именно так и именно такими словами. И чем младше ребенок, тем более актуальным для него должно являться это правило.

Навык просьбы о помощи – это тот навык, ответственность за формирование, которого полностью несет родитель! Этот навык может помочь ребенку не только в рамках ДОУ, но и будет оберегать его на протяжении всех этапов взросления.

  1. Учить ребенка-дошкольника давать обидчику сдачу не только не продуктивно, но и опасно.

У детей в этом возрасте не развита критичность, а это значит, что ребенок просто в силу возраста не способен оценить «силы противника». Если вы учите ребёнка-дошкольника давать сдачу – помните, что каждый раз вы учите ребенка рисковать и подвергаете его опасности. И чем младше ребенок, тем более актуально это правило. Хотите помочь своему ребенку – смотрите пункт №1!

  1. Если вашего ребенка обидели – не спешите делать поспешных выводов. Постарайтесь максимально разобраться в ситуации. Часто дети сами могут провоцировать «агрессора». Если это так, обязательно проведите беседу со своим ребенком, объясняя, какое поведение может провоцировать других на агрессию.
  2. Если в группе с вашим ребенком есть дети, которые кусаются (или иным способом причиняют физический вред) подробно объясняйте и в игровой форме проигрывайте со своим ребенком, какими способами можно себя обезопасить. В дошкольном возрасте у детей еще совсем маленький жизненный опыт, поэтому, задача родителей – показать ребенку как можно больше способов поведения в трудной ситуации, тем самым, расширив их поведенческий диапазон. А «репетиция» таких ситуаций в игровой форме поможет ребенку лучше понять смысл ваших рекомендаций.
  3. Даже если вашего ребенка сильно обидели – помните, никто не вправе воспитывать и наказывать чужого ребенка. Спокойное и корректное общение с родителями обидчика станет для вашего ребенка лучшим примером конструктивного решения конфликтов.
  4. Помните, при возникновении любых трудностей, связанных с вашим ребенком, посещающим ДОУ, вы всегда имеете возможность обратиться к педагогу-психологу за индивидуальной консультацией.

При написании статьи была использована литература:

  1. Т.П. Смирнова. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей;
  2. Ю.А. Афонькина. Детская практическая психология: алгоритмы работы педагога-психолога ДОО;
  3. А. А. Корниенко. Детская агрессия: простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка.

АДАПТАЦИЯ К ДОУ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Адаптация (от лат. adapto — приспособляю)— это процесс приспособления или привыкания организма к новой ситуации, обстановке.

Адаптация в ДОУ включает в себя процесс установления контакта и доверительного отношения к новому взрослому.

НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ ВАЖНО ПОМНИТЬ:

  1. I. Процесс адаптации к ДОУ должен происходить постепенно, с последовательным увеличением времени пребывания в саду. Примерные адаптационные схемы /images/18-19/psiholog/kons/algoritm_postepennogo_vhozhden.pdf
  1. II. Адаптационный период часто является для детей стрессовым фактором.

На фоне стрессовых факторов психика человека регрессирует.

А это значит, что на начальном этапе адаптации у детей:

1) могут быть частично утеряны культурно - гигиенические или моторные навыки. Например, некоторые дети могут отлично контролировать биологические потребности в мочеиспускании или дефекации до начала посещения детского сада, но на этапе адаптации эти навыки могут быть частично утеряны.

2) может быть значительно повышен уровень агрессии, истерик и капризов.

Происходит это, как правило по 3 причинам:

  1. ребенок в течение дня испытывает напряжение и его нужно как-то сбрасывать (напряжение часто возникает на фоне необходимости соответствовать нормам и правилам поведения в группе). Сбрасывать это напряжении дети неосознанно предпочитают в присутствии мамы, т. к. рядом с ней наиболее безопасно отреагировать накопившиеся эмоции.

Именно поэтому, когда ДЕТИ ВИДЯТ пришедшего за ним РОДИТЕЛЯ — часто начинают ПЛАКАТЬ.

  1. В детском саду дети встречаются с новыми формами поведения, которые демонстрируют их сверстники, и могут пробовать эти формы поведения на себе.
  1. Ребенок привлекает внимание к себе, неосознанно проверяя родителя: «А меня по-прежнему любят?»

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА:

  1. Психологическая готовность родителя отпустить ребёнка, спокойствие и твердость при расставании с ребенком — важнейший фактор, способствующий благоприятной адаптации.

!!!! На практике замечено: дети родителей, понимающих зачем  и для чего их ребенку нужен детский сад — адаптируются легче.

  1. Постоянство и твердая позиция родителя при посещении ребенка ДОУ -

ПОЗИЦИЯ ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.

Если вы начали водить ребенка в детский сад, то важно делать это каждый день, в одно и то же время, при любой выраженности эмоций  и любой погоде.  Дети, которые не знают, чего ожидать завтра — прибегают к любым усилиям, чтобы остаться дома (от слез и падания на пол до жалоб в животе).

Твердая позиция родителя (в садик ходить «НАДО»)  при адаптации ребенка помогает больше, чем просьбы и уговоры.

Адаптационный механизм запускается, когда ребенок понимает: «Если я все равно буду здесь, то надо, чтобы мне стало хорошо». И ребенок начинает в окружающей среде находить то, что ему нравится и интересно.

  1. Доверительное и уважительное отношение родителей к педагогам ДОУ снижает тревожность ребенка и способствует успешной адаптации.

И наоборот, тревожные вопросы и комментарии родителей, озвученные в присутствии ребенка — отягощают адаптационный процесс.

!!! Если у вас, как у родителя, есть тревожащие вопросы — их надо обязательно задать, чтобы снять тревогу, но делать это исключительно в ОТСУТСТВИИ РЕБЁНКА.

  1. Ритуал при прощании с ребёнком

Использование ритуалов при прощании с ребенком перед уходом родителя успокаивают детей и помогают с ними договориться, ведь когда события происходят так, как обычно — для ребенка это является гарантией спокойствия и безопасности.

  1. «КУСОЧЕК ДОМА»

На этапе адаптации детям может быть сложно находиться без привычного окружения. Игрушка, шарфик мамы или любой другой предмет, который будет с ребёнком на протяжении дня в детском саду — будет помогать справиться с разлукой.

  1. Объяснение с позиции распорядка дня.

Если вы ходите объяснить ребенку, через какой период времени придете за ним — делать это нужно исключительно с позиции режима ДОУ:  «Сейчас ты покушаешь, погуляешь, поспишь — а потом я за тобой приду».

  1. Долгие проводы — лишние слезы.

Длительное расставание  усиливает переживание.

Важен баланс между «забрасыванием» ребенка в группу детского сада и длительным мучительным расставанием.

  1. Взвешенный анализ рассказов ребенка.

Грань между выдумкой и правдой у маленького ребенка очень размытая. За реальность дети могут принимать собственные фантазии, сны, рассказы других детей и т.д.

Не спешите делать поспешные выводы, если ребенок после детского сада расскажет вам что-то возмутительное. Подробно проясните у педагога, чем занимался ребёнок и что происходило в детском саду — и только после этого делайте выводы.

  1. Плач при адаптации - норма (если не растягивается на весь день).

В период адаптации слезы ребенка являются естественным выходом эмоций. Гораздо хуже, когда ребенок не кричит, но сильно переживает расставание. Сдавленные, невыраженные эмоции могут перейти в психосоматические заболевания.

Если у Вас еще остались вопросы — Вы можете задать их на индивидуальной консультации.

Педагог - психолог: Фролова Мария Геннадьевна