АДАПТАЦИЯ К ДОУ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Адаптация (от лат. adapto — приспособляю)— это процесс приспособления или привыкания организма к новой ситуации, обстановке.
Адаптация в ДОУ включает в себя процесс установления контакта и доверительного отношения к новому взрослому.
НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ ВАЖНО ПОМНИТЬ:
- I. Процесс адаптации к ДОУ должен происходить постепенно, с последовательным увеличением времени пребывания в саду. Примерные адаптационные схемы /images/18-19/psiholog/kons/algoritm_postepennogo_vhozhden.pdf
- II. Адаптационный период часто является для детей стрессовым фактором.
На фоне стрессовых факторов психика человека регрессирует.
А это значит, что на начальном этапе адаптации у детей:
1) могут быть частично утеряны культурно - гигиенические или моторные навыки. Например, некоторые дети могут отлично контролировать биологические потребности в мочеиспускании или дефекации до начала посещения детского сада, но на этапе адаптации эти навыки могут быть частично утеряны.
2) может быть значительно повышен уровень агрессии, истерик и капризов.
Происходит это, как правило по 3 причинам:
- ребенок в течение дня испытывает напряжение и его нужно как-то сбрасывать (напряжение часто возникает на фоне необходимости соответствовать нормам и правилам поведения в группе). Сбрасывать это напряжении дети неосознанно предпочитают в присутствии мамы, т. к. рядом с ней наиболее безопасно отреагировать накопившиеся эмоции.
Именно поэтому, когда ДЕТИ ВИДЯТ пришедшего за ним РОДИТЕЛЯ — часто начинают ПЛАКАТЬ.
- В детском саду дети встречаются с новыми формами поведения, которые демонстрируют их сверстники, и могут пробовать эти формы поведения на себе.
- Ребенок привлекает внимание к себе, неосознанно проверяя родителя: «А меня по-прежнему любят?»
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЬ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА:
- Психологическая готовность родителя отпустить ребёнка, спокойствие и твердость при расставании с ребенком — важнейший фактор, способствующий благоприятной адаптации.
!!!! На практике замечено: дети родителей, понимающих зачем и для чего их ребенку нужен детский сад — адаптируются легче.
- Постоянство и твердая позиция родителя при посещении ребенка ДОУ -
ПОЗИЦИЯ ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
Если вы начали водить ребенка в детский сад, то важно делать это каждый день, в одно и то же время, при любой выраженности эмоций и любой погоде. Дети, которые не знают, чего ожидать завтра — прибегают к любым усилиям, чтобы остаться дома (от слез и падания на пол до жалоб в животе).
Твердая позиция родителя (в садик ходить «НАДО») при адаптации ребенка помогает больше, чем просьбы и уговоры.
Адаптационный механизм запускается, когда ребенок понимает: «Если я все равно буду здесь, то надо, чтобы мне стало хорошо». И ребенок начинает в окружающей среде находить то, что ему нравится и интересно.
- Доверительное и уважительное отношение родителей к педагогам ДОУ снижает тревожность ребенка и способствует успешной адаптации.
И наоборот, тревожные вопросы и комментарии родителей, озвученные в присутствии ребенка — отягощают адаптационный процесс.
!!! Если у вас, как у родителя, есть тревожащие вопросы — их надо обязательно задать, чтобы снять тревогу, но делать это исключительно в ОТСУТСТВИИ РЕБЁНКА.
- Ритуал при прощании с ребёнком
Использование ритуалов при прощании с ребенком перед уходом родителя успокаивают детей и помогают с ними договориться, ведь когда события происходят так, как обычно — для ребенка это является гарантией спокойствия и безопасности.
- «КУСОЧЕК ДОМА»
На этапе адаптации детям может быть сложно находиться без привычного окружения. Игрушка, шарфик мамы или любой другой предмет, который будет с ребёнком на протяжении дня в детском саду — будет помогать справиться с разлукой.
- Объяснение с позиции распорядка дня.
Если вы ходите объяснить ребенку, через какой период времени придете за ним — делать это нужно исключительно с позиции режима ДОУ: «Сейчас ты покушаешь, погуляешь, поспишь — а потом я за тобой приду».
- Долгие проводы — лишние слезы.
Длительное расставание усиливает переживание.
Важен баланс между «забрасыванием» ребенка в группу детского сада и длительным мучительным расставанием.
- Взвешенный анализ рассказов ребенка.
Грань между выдумкой и правдой у маленького ребенка очень размытая. За реальность дети могут принимать собственные фантазии, сны, рассказы других детей и т.д.
Не спешите делать поспешные выводы, если ребенок после детского сада расскажет вам что-то возмутительное. Подробно проясните у педагога, чем занимался ребёнок и что происходило в детском саду — и только после этого делайте выводы.
- Плач при адаптации - норма (если не растягивается на весь день).
В период адаптации слезы ребенка являются естественным выходом эмоций. Гораздо хуже, когда ребенок не кричит, но сильно переживает расставание. Сдавленные, невыраженные эмоции могут перейти в психосоматические заболевания.
Если у Вас еще остались вопросы — Вы можете задать их на индивидуальной консультации.
Педагог - психолог: Фролова Мария Геннадьевна